Режим Multiply в Photoshop
Режим Multiply - умножение, один из самых важных и полезных для Photoshop. С его помощью создаются эффекты затенения. Формула режима:

Формула применяется поканально, т.е. для каждого канала операция выполняется независимо. Здесь A - нижележащее изображение, B - накладываемое.
В формуле не случайно оставлены знаменатели. Деление на 255 - ни что иное как нормировка, в результате которой содержимое в скобках колеблется в пределах от 0 до 1. Как известно при перемножении двух чисел меньше единицы, результат получается меньше, чем каждый из множителей, но также в пределах 0-1. В результате получаем изображение, которое всегда темнее. Соответственно режим Multiply используется для моделирования эффектов затенения, а также затемнения картинки или отдельных участков. Домножение на 255 - это просто возвращение в рабочий диапазон от 0 до 255.
Перечислим наиболее важные выводы:
- Операция симметрична, т.е. неважно накладываете вы изображение B на изображение A или наоборот.
- Если накладывать черный цвет, то результат будет тоже черным.
- Как следствие, бессмысленно использовать черный в качестве накладываемого цвета, например, при создании тени.
- Если накладывать белый цвет, то результат не меняется
- Оттенки серого затемняют тем больше, чем они темнее
Режим Multiply для создания эффекта тени
Рассмотрим пример использования режима Multiply для создания эффекта тени.
У нас есть три исходных слоя: фоновая картинка, слой с цыпленком и между ними слой, в котором форма тени залита нейтральным 50% серым.




В режиме наложения Normal (Нормальный) слой тени выглядит как просто разлитая краска, но при переходе к режиму Multiply (Умножение) тень становится вполне натуральной.


При этом тень становится как бы прозрачной, из-за чего видна фактура изображения-подложки.
Обычно для создания более натурального вида тень немного размывают фильтром Гауссова размытия (Gaussian Blur). А также устанавливают степень непрозрачности слоя (Opacity) не 100%, а скажем 75%, добиваясь необходимой плотности. Усилить плотность тени можно просто дублированием слоя.